Перейти к содержимому


Фотография

Жетон метрополитена


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 9

#1 vlad53

vlad53

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 139 сообщений
  • Имя:
    Владимир

Отправлено 20 April 2017 - 19:22

Добрый вечер уважаемые форумчане !Попался сегодня вот такой жетон ,если можно ,- сориентируйте и проинформируйте пожалуйста по нему. За ранее буду благодарен...

Прикрепленные изображения

  • IMG_20170420_144928 - копия.jpg
  • IMG_20170420_144952 - копия.jpg

  • 0

#2 STRANNIK

STRANNIK

    Грязевед (модератор)

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8850 сообщений
  • Имя:
    Владимир.
  • ГородКовров.

Отправлено 20 April 2017 - 19:27

zheton-metro-1935.jpg?139094090812320
 
Жетон Моссовета 1935 г. для проезда в Московском метрополитене им. Кагановича. Первый выпуск. Бронза, 19 мм, Ленинградский монетный двор. Сохранность отличная.
 
 
 
Точная дата появления первого турникета пока не установлена. В книге «Первый советский метрополитен», которая вышла в 1934 году (т. е. за год до открытия метро) описываются турникеты, установленные и перед входом, и перед выходом. О тех, которые на входе, сказано: «только бросив жетон в узкую щель автомата, стоящего рядом, вы получаете разрешение войти».
 

К 1935 г. относится первый выпуск монетовидных жетонов, предназначенных для прохода в метрополитен через специальные кассы-турникеты. Чтобы население не путало жетоны с монетами, в середине кружка пробивалось круглое сквозное отверстие. Оно совпадало с центром пятиконечной звезды, которая размещалась на обеих сторонах жетона. На одной стороне над звездой помещалась надпись «МЕТРОПОЛИТЕН» под звездой — «МОССОВЕТ». На обороте над звездой было написано «ДЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА», под ней — «ОПУСТИТЬ В АВТОМАТ».

Щелоков А. А. Монеты СССР. М.: Финансы и статистика, 1989 г.

 

Первый жетон метрополитена в СССР выработали в 1935 году в связи с предстоящим вводом в эксплуатацию первого в стране московского метро имени Л. М. Кагановича. В марте того года коллектив трудящихся Ленинградского монетного двора получил срочное правительственное задание: отчеканить 3 миллиона экземпляров жетонов для оплаты проезда пассажиров. Чтобы жетоны метро нельзя было спутать с монетами, решено было изготавливать их с круглыми отверстиями в центре кружка. Оборудование завода не было приспособлено к выработке изделий такого рода. Сначала приходилось штамповать изображение на кружке, а затем выполнять вторую операцию — прокалывать отверстие в отштампованном жетоне. Поэтому на 20 марта было изготовлено всего 150 тысяч таких жетонов, т. е. двадцатая часть заказа. Заместитель главного механика предприятия К. К. Абарович предложил штамп двойного действия, который делал жетоны одновременно с прокалыванием отверстий.

Марат Глейзер. Газета «Старая миниатюра». 1994. № 22.

 
 
metro.jpg?1387831875271435

Стоимость такого жетона от 5 до 7 тысяч рублей. :hi:


  • 2

------ С Уважением , Владимир!------------- Обращайтесь если что!-------------


#3 STRANNIK

STRANNIK

    Грязевед (модератор)

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8850 сообщений
  • Имя:
    Владимир.
  • ГородКовров.

Отправлено 20 April 2017 - 19:34

title.gif

Оплата проезда / Жетоны / Жетон 1935 года

Точная дата появления первого турникета пока не установлена. В книге «Первый советский метрополитен», которая вышла в 1934 году (т. е. за год до открытия метро) описываются турникеты, установленные и перед входом, и перед выходом. О тех, которые на входе, сказано: «только бросив жетон в узкую щель автомата, стоящего рядом, вы получаете разрешение войти».

Существует несколько фотографий турникетов того времени, но все они разные по форме. О форме и виде жетонов к ним никаких документальных свидетельств в распоряжении автора нет. Известно лишь, что с момента открытия метро и до 1959 года живые контролеры вручную отрывали и компостировали бумажные билеты.

Из разрозненных сведений можно судить о том, что первые ручные экспериментальные турникеты и жетоны к ним существовали в 1935 году (но недолго). Второй эксперимент был предпринят в 1952 году. В 1958 начинают устанавливать автоматические турникеты, в 1959 их уже выпускают серийно. В 1961 году турникеты принимают пятикопеечные монеты. С 1 марта 1992 года вновь вводятся жетоны. С 15 января 1999 года жетоны перестают продавать, а с 1 февраля — принимать. На этот раз — навсегда.

Жетон 1935 года

1s.jpg


  • 0

------ С Уважением , Владимир!------------- Обращайтесь если что!-------------


#4 vlad53

vlad53

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 139 сообщений
  • Имя:
    Владимир

Отправлено 20 April 2017 - 20:45

 

title.gif

Оплата проезда / Жетоны / Жетон 1935 года

Точная дата появления первого турникета пока не установлена. В книге «Первый советский метрополитен», которая вышла в 1934 году (т. е. за год до открытия метро) описываются турникеты, установленные и перед входом, и перед выходом. О тех, которые на входе, сказано: «только бросив жетон в узкую щель автомата, стоящего рядом, вы получаете разрешение войти».

Существует несколько фотографий турникетов того времени, но все они разные по форме. О форме и виде жетонов к ним никаких документальных свидетельств в распоряжении автора нет. Известно лишь, что с момента открытия метро и до 1959 года живые контролеры вручную отрывали и компостировали бумажные билеты.

Из разрозненных сведений можно судить о том, что первые ручные экспериментальные турникеты и жетоны к ним существовали в 1935 году (но недолго). Второй эксперимент был предпринят в 1952 году. В 1958 начинают устанавливать автоматические турникеты, в 1959 их уже выпускают серийно. В 1961 году турникеты принимают пятикопеечные монеты. С 1 марта 1992 года вновь вводятся жетоны. С 15 января 1999 года жетоны перестают продавать, а с 1 февраля — принимать. На этот раз — навсегда.

Жетон 1935 года

1s.jpg

 

Большое спасибо! Очень интересная и познавательная информация !


  • 0

#5 fidel

fidel

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1156 сообщений
  • Имя:
    Александр
  • ГородМосква

Отправлено 20 April 2017 - 22:45

это второй тип жетона - 1938 года.

первый был с прорезью в виде свезды


Сообщение отредактировал fidel: 20 April 2017 - 22:45

  • 0

#6 STRANNIK

STRANNIK

    Грязевед (модератор)

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8850 сообщений
  • Имя:
    Владимир.
  • ГородКовров.

Отправлено 20 April 2017 - 23:00

zheton-metro.jpg?138783162610984  

 

 

Жетон Моссовета 1935 г. для оплаты проезда в Московском метрополитене РСФСР им. Кагановича. ПРОБНЫЙ ВЫПУСК С ОТВЕРСТИЕМ ВВИДЕ ПЯТИКОНЕЧНОЙ ЗВЕЗДЫ. Латунь, 19 мм, Ленинградский монетный двор. Сохранность хорошая.

 
 
 
Очень редкий пробный выпуск жетона метро со звездой, а не круглым отверстием посередине. Чеканился на Ленинградском монетном дворе в два (!) этапа, сначала изготавливался сам жетон, затем, второй операцией в нем прорубалось отверстие ввиде звезды для того, чтобы жетоны не путали с монетами. Жетон такого типа участвовал в пробных испытаниях первых 2-х турникетов на станции метро Красносельская всего в течение двух дней 14-15 июля 1935 г. (!), испытания были признаны неудачными, весь тираж жетонов был отправлен в переплавку в Куйбышев, для Московского метрополитена были изготовлены новые жетоны с круглым отверстием посередине.
 
 
 
В «Правде» за 01.02.1935 описывается устройство для приема «металлического жетона со звездообразной дырой посередине».

 

 

"Для применения жетонов были сконструированы и изготовлены жетонные автоматы — турникеты двух систем: С. М. Лано и Л. И. Левоньяна. Предварительная проба показала преимущество турникетов системы Л. И. Левоньяна и для всех 13 станций первой очереди метро предполагалось изготовить 150 жетонных автоматов. На станции «Красносельская» 14 июля 1935 года началось испытание турникетов. Жетоны для них выдавались вместе с проездными билетами. Однако испытание двух турникетов, продолжавшееся два дня, дало неудовлетворительный результат. Жетоны отправили на переплавку в город Куйбышев на металлургический завод."

 

Марат Глейзер. Газета «Старая миниатюра». 1994. № 22.

такой вообще рарик.


Это пробная версия.И фактически не применялась. :hi:


это второй тип жетона - 1938 года.

первый был с прорезью в виде свезды

Пробный жетон 1934.

Первый 1935. И где тут 1938 год?


  • 0

------ С Уважением , Владимир!------------- Обращайтесь если что!-------------


#7 fidel

fidel

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1156 сообщений
  • Имя:
    Александр
  • ГородМосква

Отправлено 21 April 2017 - 07:00

все верно. тот что вы показали разрезной, был 1935 года, а тот что у ТС это 1938 год.

по крайней мере так их определяют.


  • 0

#8 STRANNIK

STRANNIK

    Грязевед (модератор)

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8850 сообщений
  • Имя:
    Владимир.
  • ГородКовров.

Отправлено 21 April 2017 - 07:49

все верно. тот что вы показали разрезной, был 1935 года, а тот что у ТС это 1938 год.

по крайней мере так их определяют.

Вот и получается в 1934 решили и создали пробную партию.В 1935 в июле опробовали не понравилось и отправили всю партию на переплавку и в этом же году разработали другой.

К 1935 г. относится первый выпуск монетовидных жетонов, предназначенных для прохода в метрополитен через специальные кассы-турникеты. Чтобы население не путало жетоны с монетами, в середине кружка пробивалось круглое сквозное отверстие. Оно совпадало с центром пятиконечной звезды, которая размещалась на обеих сторонах жетона. На одной стороне над звездой помещалась надпись «МЕТРОПОЛИТЕН» под звездой — «МОССОВЕТ». На обороте над звездой было написано «ДЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА», под ней — «ОПУСТИТЬ В АВТОМАТ».

Щелоков А. А. Монеты СССР. М.: Финансы и статистика, 1989 г.


  • 0

------ С Уважением , Владимир!------------- Обращайтесь если что!-------------


#9 fidel

fidel

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1156 сообщений
  • Имя:
    Александр
  • ГородМосква

Отправлено 21 April 2017 - 08:27

почему то мне думается, что после уничтожения пробной партии жетонов. было вот такое.

Прикрепленные изображения

  • a1d2a1c923fc331465ace13c7301a58b.jpg

  • 0

#10 STRANNIK

STRANNIK

    Грязевед (модератор)

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 8850 сообщений
  • Имя:
    Владимир.
  • ГородКовров.

Отправлено 21 April 2017 - 08:31

почему то мне думается, что после уничтожения пробной партии жетонов. было вот такое.

Существует несколько фотографий турникетов того времени, но все они разные по форме. О форме и виде жетонов к ним никаких документальных свидетельств в распоряжении автора нет. Известно лишь, что с момента открытия метро и до 1959 года живые контролеры вручную отрывали и компостировали бумажные билеты.

По моему там одно другому не мешало... Где то были турникеты а где то нет.


  • 0

------ С Уважением , Владимир!------------- Обращайтесь если что!-------------